Визитная карточка
ЭССЕ «Я - педагог»
Автор: музыкальный руководитель МДОУ №3 «Ивушка» ЯМР
Зверева Мария Романовна
«Никогда не говори никогда…»?
«Я никогда не буду работать в детском саду!» - такие громкие и резкие слова звучали из моих уст буквально два года назад после практики в педагогическом колледже. Сегодня и представить трудно, что я не решилась бы на это. Какого счастья могла себя лишить! Дело было не в плохом отношении к детям или моей профессии, вовсе нет. А в неуверенности, непонимании и страхе планетарных размеров – как это САМОЙ планировать и проводить музыкальные занятия для детишек, как разработать сценарий праздников или выучить с детьми песенку или танец совершенно самостоятельно, без помощи педагогов - наставников?
Знакомство с музыкой и вхождение в мою будущую профессию началось еще в раннем возрасте. Все в моей семье имеют специальность - учитель музыки. Да что там в семье, в роду. И я, по семейной традиции, окончила музыкальную школу, а после окончания основного общего образования решила продолжить обучение в старшей школе. Но у жизни свои планы. За неделю до начала нового учебного года в одиннадцатом классе я совершенно осознанно забираю документы и поступаю в Ростовский педагогический колледж. Хотя год назад на предложение родителей поступить в колледж на специальность «учитель музыки», я прямо ответила: «Я никогда не буду учиться в этом колледже!». Не правда ли, знакомая фраза? И ее я повторяла себе и родителям на протяжении нескольких лет. На момент поступления я даже не могла представить, с какими потрясающими людьми мне предстоит встретиться. Именно тогда одно из главных решений уже теплилось в моей душе: я хочу быть педагогом!
Моему решению работать музыкальным руководителем в дошкольном образовании поспособствовала моя сестра. Она была настойчива, а я отпиралась. «Маша, это твое место, не переживай, все получится, ты справишься». И я справилась. Каждому начинающему специалисту знакомо то чувство страха, переживания и неуверенности в себе. С трепетом ты ждешь первые встречи с воспитанниками, постоянно анализируешь: «Все ли верно я сделала? Понравилось ли детям на моем занятии?» В первые недели и месяцы волнуют и многие другие мысли, связанные в тем, как относятся к твоей работе коллеги и родители. Не забуду, что в первые дни работы я сама ощущала себя ребенком с огромными глазами и бесконечным потоком вопросов. Но все с чего-то начинали, начинают и будут начинать. Главное – шагнуть вперед и… начать! Рядом были родные (мама, сестра), коллеги, наставники, наша заведующая Алевтина Ивановна. Ах, как трудно я осваивала ФГОС и как трудно давалось планирование занятий в соответствии с требованиями стандарта! Как нелегко было начинать работать с детьми с синдромом СДВГ или с задержкой психического развития (наш детский сад инклюзивный!), с детьми, которые по разным причинам не слышат меня или просто балуются. Но несмотря на это, мое желание трудиться во благо детей росло с каждым днём. И еще - появилось приятное чувство гордости за то, что я педагог.
Весной я вошла в инициативную группу проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) «Детский сад «ИВУШКА» - территория возможностей». Вместе с коллегами из детского сада по профессиональному сообществу «ПАРТНЕРЫ» мы реализуем идею создания в детском саду Медиа-центра. Моя задача – готовить детей к ведению блока новостей детского сада «ИВУШКА-LIFE». Мне очень нравится эта деятельность, здесь я реализуюсь как наставник в новом для себя направлении диктора-модератора новостного блока. Это невероятно интересно и современно. Я вижу, как замотивированы дети, как они стараются, ведь новости детского сада на канале ю-тьюб смотрят все родители!
Дети - это фейерверк эмоций и разнообразие чувств! Благодаря им мы полностью погружаемся в чудесную атмосферу. Мы замечаем и радуемся мелочам, о которых забыли в жизненной суете. Мы чувствуем их любовь, которая придает нам силы. Дети - это искренность. Ведь «устами младенца глаголет истина!». Не всегда задается утро, не всегда хорошее настроение приходит вместе с новым днем, но, когда я встречаюсь с воспитанниками, когда вижу эти радостные глаза и лица, и когда слышу: «Мария Романовна, я так скучал!» - это все придает огромные силы. После двух-трех месяцев работы пришло понимание того, как нужно выстраивать логику занятия, какие технологии работы использовать, как заинтересовать и вовлечь самых непоседливых.
Одна из самых приятных эмоций приходит, когда ты понимаешь, что твой выбор профессии верен. Я в этом чувстве живу, я купаюсь в нем! На музыкальных занятиях дети проявляют свои таланты, раскрываются как личность, развиваются духовно и нравственно. Они все разные. По-разному поют, по-разному танцуют, говорят. Но самое главное, что они не стесняются этого. И даже если не совсем получается – они стараются. А я до глубины души уважаю каждого из них, принимаю их мнение, их желания, от всей души и искренне хвалю их усердие и старание.
На занятиях мы практически на равных. Это и делает нашу совместную работу легкой, продуктивной и приятной для всех. Мы можем вместе посмеяться – и ведь это искренний детский смех. Мы доверяем друг другу. И в этом доверии я черпаю силы. Когда предлагаю ребятам новую песню, я обязательно спрошу у них: «Понравилась ли она вам?» Это очень важно, чтобы они пели ее с удовольствием. Мы поем, танцуем и играем, мы ставим театральные постановки, играем в балет и выполняем ритмические упражнения, смотрим музыкальные мультфильмы и помогаем героям решать музыкально-приключенческие задачи на интерактивной доске. Я – современный педагог, я буду воспитывать гражданина России 21 века, и я должна владеть всеми самыми современными технологиями. И поэтому постоянно учусь, стремлюсь к совершенству, которому, как сказал классик – нет предела…
Очень важно научить детей правильно общаться – бесконфликтно, по-доброму, по-человечески. Учусь этому сама. И задаю тон культуры общения, через музыку и искусство учу детей доброму отношению друг к другу. Через самообразование растет и понимание тонкостей профессии, и методическое осмысление того, что делаю в детском саду каждый день.
Моя профессия позволяет мне делать то, что я люблю. Моя профессия – это и мое хобби, и моя работа, и источник энергии. Меня в детском саду называют «Фея музыки»! Представляете?! У Анастасии Мединцевой создан потрясающий мультипликационный образ Феи цветов. А я – Фея музыки! Я это сама слышала, я это знаю и очень дорожу этим. Это очень важно, чтобы тебя признали. В этом – черпаю новые и новые силы. Отсюда растет мое желание поучаствовать в конкурсе «Педагогический дебют». Чтобы стать профи, чтобы увидеть других педагогов, чтобы дать моим родителям и моим коллегам возможность гордиться мною. И чтобы еще долго-долго оставаться Феей музыки! Ведь фея – это волшебница, преображающая мир и открывающая его красоту.
И пусть будет так, как в незатейливой детской песенке: «У солнечных зайчиков вырастут ушки, а божьи коровки дадут молоко, когда моя милая фея-подружка на плечи мне руку положит легко!»
«Никогда не говори никогда» - таков эпиграф к этому эссе. Это если не уверен. Как в начале пути. Но иногда слово «никогда» следует сказать. И следует пожелать. Я желаю себе никогда не разочароваться в деле, которое так люблю. Мое дело – это педагогический труд, где живут моя музыка, мои славные дети, мои мечты и мой детский сад. И наш проект ЛРОС, в реализации которого приходит ощущение локтя коллег-наставников.
Я – педагог! И это навеки. Навсегда. Я знаю.
Первые встречи с участниками конкурса