Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Здания учреждения находятся в исправном состоянии. Функционируют 12 возрастных групп.
Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, отопление, водоочистные сооружения.
В учреждении есть необходимое оснащение и оборудование для всех видов образовательной деятельности воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние здания и территории учреждения соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
На каждую возрастную группу имеется игровая площадка, оформленная в соответствии с программными и возрастными требованиями. Имеется спортивная площадка со спортивным оборудованием.
В образовательном учреждении имеются кабинеты специалистов, групповые помещения и приемные, медицинский кабинет, музыкальный зал, методический кабинет, кабинет заведующего, бухгалтера, пищеблок, прачечная, кладовые помещения.
В групповых помещениях мебель стандартная, соответствует ростовым показателям детей дошкольного возраста. У каждого ребенка имеется индивидуальный шкаф для раздевания, ячейка для полотенца, кровать.
Расположение мебели, игрового материала и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, физиологии детей. Размещение предметов развивающей среды осуществлено рационально, отвечает художественно-эстетическим требованиям.
В каждой возрастной группе содержатся материалы для развивающих игр и занятий, оборудованы центры по физическому развитию, «уголки уединения», созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д..
В образовательном учреждении созданы условия для целостного разностороннего развития детей на основе принципов построения развивающей среды.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации сенсорным оборудованием – стол для работы с песком, мяч гимнастический массажный, массажная дорожка, дорожка-змейка и т.д. В залах для музыкальных занятий и занятий физической культурой имеются: компьютеры, проекторы и экраны, музыкальное оборудование. В детском саду имеются оборудованные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, учителя дефектолога.
Оборудованные учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, объекты спорта для физического развития обучающихся
Назначение |
Функциональное использование |
Оборудование |
Методический кабинет |
Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса |
|
Музыкальный зал |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной) |
|
Физкультурный зал |
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений, игр. |
|
Кабинет педагога-психолога
|
Проведение диагностики и коррекционной работы по развитию психических процессов, коррекции нарушений развития дошкольников. Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность. |
|
Кабинет учителя-логопеда
|
Проведение диагностики и коррекционной работы по развитию психических процессов, коррекции нарушений развития дошкольников. |
|
Кабинет учителя-дефектолога |
Проведение диагностики и коррекционной работы по развитию психических процессов, коррекции нарушений развития дошкольников. |
|
Волшебная группа
|
Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность. |
|
Групповые помещения: с отдельными спальнями 8 групп, без спален 4 группы |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) |
|
Медицинский кабинет |
Контроль за состоянием здоровья воспитанников осуществляет медицинская служба ОУ. Имеется изолятор и процедурный кабинет. Ведение медицинской документации (карты детей, соблюдение графика иммунизации, медицинские книжки, своевременность прохождения медосмотров, журнал бракеража, санитарный журнал и инструкции по эксплуатации медицинского оборудования) на должном уровне. |
|
Коридор и холлы детского сада |
Для осуществления образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной) |
Информационные стенды:
|
Территория ДОО (12 прогулочных участков, спортивная площадка) |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности |
|
Библиотечный фонд
В детском саду библиотека является составной частью методической службы.
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ОП.
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется.
Организация условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду организовано 5 разовое питание согласно примерному 10 дневному меню, разработанному на основе физиологических норм питания. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены основные продукты: овощи, фрукты, творог, молоко, сл. масло, сыр, различные крупы, мясо, рыба, кура, печень говяжья, выпечка собственного производства.
Ежедневно обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки.
Специализированное меню (лечебное и/или диетическое) или организация индивидуального подхода в питании в организации отсутствует.
Для организации качественного питания в учреждении функционирует пищеблок, оснащенный современным технологическим оборудованием: электрическими плитами, жаровочным шкафом, пищеварочным котлом, холодильниками. На пищеблоке имеются электрические овощерезка, мясорубка, протирочная машина. Посуда и кухонное оборудование — в достаточном количестве, своевременно пополняется и обновляется.
Работники пищеблока аттестованы, своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение. Родители (законные представители) обучающихся имеют возможность знакомиться с ежедневным меню, размещённым на информационных стендах в групповых помещениях, в холлах ДОО, на сайте детскоса сада в разделе "Организация питания в образовательной организации"
Условия охраны здоровья обучающихя, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основное направление работы детского сада – охрана и укрепление здоровья детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Совместная работа с ГУЗ ЯО «Ярославская ЦРБ» позволяет осуществлять медицинский контроль за состояние здоровья воспитанников, регулярно проводить медицинские обследования детей врачом-педиатром.
В детском саду действует комплексная система оздоровления детей, предусматривающая организацию оздоровительной, лечебно-профилактической работы во всех возрастных группах детского сада.
В МДОУ №3 "Ившка" ЯМР созданы условия для охраны здоровья обучающихся:
1. Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
- Оборудован медицинский блок, имеющий следующие помещения: медицинский кабинет – осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медсестры и врача; изолятор; туалет. Медблок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
- Созданы медико-гигиенические условия (оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации).
- Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.
2. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
- Содержание здания и помещений МДОУ осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами.
3. Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации
- В МДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
- Физическое развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие".
- Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
- Созданы здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни.
- В образовательную программу включены занятия по формированию культуры здорового образа жизни.
- В МДОУ созданы экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей к зданию территории.
4. Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МДОУ (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
- Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.
- Проведение с обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности.
- Проведение специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах МДОУ.
- Занятия с обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ГИБДД.
- Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МДОУ, проведение инструктажа по безопасному поведению.
- Проведение ежедневных осмотров помещений и внутри дворовой территории на наличие неисправностей и посторонних предметов.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: www.edu.ru
Педагоги имеют доступ с компьютеров в группах, с выходом в сеть Интернет. озможность элекстронного обучения осуществляется в группах с 4-х летнего возраста через электронную образовательную платформу МЭО.
Воспитанники не имеют доступа к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ — не предусмотрено.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов отсутствуют.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате - нет общежития, интерната;
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет общежития, интерната.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду обеспечен доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». Входы в групповые и в здание оборудованы расширенными дверными проемами и пандусами.
Электронные образовательные ресурсы
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": window.edu.ru
- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования: www.ed.gov.ru
- Федеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru
- Управление образования Администрации Ярославского муниципального района: yamr.edu.yar.ru
- Информационный ресурс по сопровождению родителей в вопросах воcпитания и образования детей дошкольного возраста: www.deti.edu.yar.ru
Доступная среда
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании «Люди так не делятся» (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы «Доступная среда»
- Аудиоролики:
-
https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio1.mp3
https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/audio2.mp3
- Телевизионные ролики
-
https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video01.mpg
https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video02.mpg
- Пять правил общения с человеком в инвалидной коляске https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video03_5pravil_obsheniya_invalid.zip
- Памятка https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video04_pamyatka.zip
- Обучающее видео по пониманию инвалидности https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/video05_ponomanie_invalidnosti.zip
- Видеокурс "Русский жестовый язык" http://rgsu.net/press-centre/announce/questionnaire/#tab2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
«Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.)
Конвенция «О правах инвалидов»
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. https://base.garant.ru/71164864/
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30082013-n-1014/
Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»(принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/
Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/
ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-09112015-n-1309/
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи» https://www.invalidnost.com/pdf/Metodicheskoe_posobie.pdf